Если у вас возникла проблема или другая причина, по которой вы решили обратиться в нашу компанию, напишите об этом используя данную форму.

Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов

Жилищный Кодекс РФ (вступил в силу 1 марта 2005 г.) определил, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом:

  1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  3.  управление управляющей организацией.

Основная проблема, с которой столкнулось большинство собственников, это изношенность дома, нуждаемость дома в капитальном, а не только текущем ремонте. Ведь до 2005 года обязанность по производству капитального ремонта в силу ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) была возложена на бывших балансодержателей, т.е. на государственные и муниципальные власти. Казалось бы, если бывший балансодержатель не выполнил обязанности по капитальному ремонту, новым собственникам надлежит обратиться к нему и взыскать с него стоимость капитального ремонта или обязать его к выполнению этого ремонта, однако на практике дело выглядит совсем по другому.

Приватизация жилья повлекла смену собственника, вместо государства или муниципалитета, собственником стала частная организация или физическое лицо. Условия приватизации не содержали обязательств продавца по капитальному ремонту, получается, никто не заставлял граждан принимать в собственность такое изношенное жилье, а раз принял, то это уже твое бремя. Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Однако Постановлением от 1 августа 2007 г Президиум Верховного Суда РФ был утвержден Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, где в форме вопросов и ответов были даны некоторые рекомендации по применению ЖК РФ. В частности, в ответе на вопрос: "Сохраняется ли у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта?" - Верховный Суд РФ указал, что согласно ст. 16 Закона о приватизации приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

С учетом изложенного, бывший собственник – государство или муниципалитет должен выполнить обязательства по капитальному ремонту дома.

Реализацией такого подхода стало принятие Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которым было предусмотрено предоставлении финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно Закона о Фонде доля участия в уставном капитале со стороны публичных субъектов составляет не более 25%. Для удовлетворения просьбы субъекта Федерации о предоставлении федеральной финансовой помощи необходимо наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, Закон требует выделять средства бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средства бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Адресные программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов были утверждены Мэром Города Читы Постановлением от 03.04.209г. № 30, Правительством Забайкальского края Постановлением от 8 апреля 2009 года N 131. Правительство также приняло Постановление № 30 от 25.09.2008г. об утверждении порядка привлечения ТСЖ и другими управляющими организациями, включенными в Региональную адресную программу Забайкальского края по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту. Однако, учитывая, что данные нормативные акты предусматривали активность самих собственников в идее обязательного принятия решения о капитальном ремонте дома и сбора не менее 5% средств по смете на такой ремонт, возможность участия в программе оказалось существенно ограничена.

И что делать, если дом разваливается на глазах, а в адресную программу Ваш дом не попал, только одно: объединять средства и ремонтировать самостоятельно. Можно ли взыскать эти расходы впоследствии?

Учитывая, что законодатель предъявил ряд условий для получения финансирования на этот вид расходов, то невыполнение хотя бы одного их них влечет обоснованный отказ во включении в программу, а значит в выделении средств.